четверг, 17 декабря 2015 г.

Музыка с пелёнок. Что такое Soft Mozart?

Сегодня наш разговор будет о том, что питает детскую душу и развивает мозг. О музыке, конечно.

Несколько лет назад, читая книгу Масару Ибуко "После трёх уже поздно", я была удивлена тому, что маленьких двух-трёх-летних детей обучают игре на скрипке. Ведь я прекрасно помню свой опыт обучения в музыкальной школе: было сложно, неинтересно, совершенно никакого желания учиться.
А теперь, знаете ли, мой собственный ребёнок в 2 г. 3 месяца играет на фортепиано двумя руками... и я уже ничему не удивляюсь.

Но, обо всём по порядку. С чего начиналось наше знакомство с музыкой.

Многие мамы сейчас знают, что очень полезно с самого рождения включать для детей классическую музыку. Вот и я своему месячному Саше включала Вивальди, Чайковского, хватала его на руки и кружила в вальсе.
Примерно через год я узнала о том, что есть прекрасные педагоги Железновы, которые записывают специальные детские песенки, которые очень помогают развивать музыкальный слух. Здесь у нас не срослось, послушали мы пару этих песенок, и на том всё закончилось.

После рождения Вовы меня понесло в сторону раннего развития и я узнала о существовании программы Soft Mozart, по которой детей от двух лет обучают игре на фортепиано. Ещё через 1,5 года у меня самой уже стояло электронное пианино, с подключённым к нему компьютером и лицензией на Soft Mozart.

1,5 года мне понадобилось, чтобы разобраться, что это за программа, для чего она нужна и нужна ли она мне и моим детям.

И так, что же такое Soft Mozart? Это, действительно, программа, которая обучает детей, начиная с 2х лет игре на фортепиано. 

Как она работает? Пока дети маленькие, мы не можем заставлять их ни чем заниматься. Мы лишь можем с ними играть, вызывать интерес и поддерживать его. Soft Mozart создана так, чтобы идти максимально таким путём. Каждой ноте в программе соответствует своя картинка: до - домик, ре - репка, ми - мишка, фа - факел, соль - соль, ля - лягушка, си - сито. В первое время именно эти картинки на нотном стане видит ребёнок, когда играет. Эти же картинки наклеены на клавиши пианино. Таким образом, в начале процесс обучения сводится к простой игре: на экране появляется картинка, ребёнок должен такую же нажать на пианино. 
Я не буду слишком подробно рассказывать всю схему обучения. Скажу лишь, что проходя определённые этапы, ребёнок учится распознавать ноты на нотном стане без картинок, опознавать клавиши на пианино без наклеек, САМ переходит от игры одним пальцем к игре всеми пятью, переходит к игре двумя руками. 

Как это работает, немного разобрались. Теперь разберёмся, для чего это нам нужно. Этот вопрос куда более сложный.
Когда я была "маленькой" мамой, я думала, что мои дети вырастут великими или гениальными, или изменят ход истории. Теперь я немного подросла и просто хочу их разносторонне развивать, чтобы потом они сами выбрали, куда они направят своё пристальное внимание, чтобы они сами нашли путь, на котором они будут счастливы.

Так вот о музыке. Я не планирую вырастить из детей гениальных музыкантов. Но посредством Soft Mozart мы решаем очень много задач, связанных с разносторонним развитием ребёнка:

- Развиваем музыкальный слух. Когда мы играем, мы пропеваем названия всех нот (дети или я), что позволяет различать ноты на слух.

- Развиваем владение голосом. Когда Саша поёт нотки во время игры, он очень точно это делает. Вова в свои 2 года, может точно пропеть 3-4 ноты.

- Развиваем мелкую моторику. Тут даже комментировать не нужно. Могу только пример привести. Когда я начинала показывать Вове, как левой рукой сыграть одновременно 2 ноты (большим пальцем и мизинцем), он не мог этого сделать, пока я не ставила его пальцы на нужные клавиши, а потом сама ими нажимала. Через 2 (!) месяца он сам точно играет эти аккорды без помощи и подсказки.

- Развиваем правое полушарие. Этот пункт тоже можно не комментировать.

- Развиваем межполушарные связи. В мозгу есть мозолистое тело, которое координирует левое и правое полушария. Чем лучше оно работает, тем лучше и быстрее работает весь мозг. Одновременная игра двумя руками, а также соотнесение высоты звука с ритмом - это моменты, когда оба полушария работают очень активно, и, соответственно, развивается мозолистое тело.

- Развиваем восприятие. Ребёнок должен увидеть картинку на мониторе, воспринять её, распознать и найти такую же на клавишах. Нам кажется, что это просто, но для детей это не тривиальная задача.

- Развиваем внимание. Если ребёнок играет и делает ошибку, следующая нотка не появляется. Соответственно ему нужно распознать ошибку и исправить её. Особенно при игре двумя руками, это очень здорово развивает внимание. Так же внимание развивается, когда он играет с листа новое произведение, которое ранее не играл. Ну и во многих других других моментах.

- Развиваем память зрительную и слуховую. Через некоторое время дети начинают по памяти играть произведения из программы.

- Изучаем нотную грамоту. Здорово, когда ребенок разносторонне развит и может сыграть по нотам хотя бы простенькое произведение.

- Слушаем и изучаем классическую музыку  и композиторов, её написавших.

Наверно, этот список ещё не полный. Но у меня нет задачи дать исчерпывающее описание. Я лишь хочу показать, что занятия музыкой дают очень большой толчок к разностороннему развитию ребёнка, и заниматься музыкой с раннего детства стоит не только тем, кто хочет связать жизнь с музыкой. Конечно, если вы не занимаетесь музыкой, то всё это можно развивать и другими путями. Однако музыка - это очень гармоничный путь. Посмотреть подробности о программе, записи учеников, почитать форум можно здесь: www.softmozart.com. Кстати, Елена Хайнер, автор этой программы наша с вами соотечественница. Она родилась в Санкт-Петербурге, а закончила музыкальную консерваторию в Харькове. 

Заниматься с детьми по программе совсем не сложно. На сайте есть подробные планы, что, как и когда делать. Так же есть форум с дневничками, в которых мамы и педагоги описывают их занятия. Кроме того, вы сами можете завести дневничок, выкладывать ваши занятия и опытные педагоги и Елена Хайнер подскажут, что делать дальше.

Сами дети с удовольствием занимаются на пианино. Главное, чтобы это не превращалось в обязаловку и рутину, такого дети не любят. У Саши после месяца занятий был такой интерес, что он каждый день сам садился за инструмент и начинал что-то играть (просто что-то фантазировал или играл упражнения), а потом просил включить программу. Он сам в определенный момент стал играть двумя руками одновременно (я его не просила и вообще не говорила, что это возможно). Вова сейчас по 2 раза в день включает пианино и просит поиграть. Через месяц занятий он сам перешёл от игры одним пальцем (с зажатым кулачком) к игре двумя и тремя пальцами. Ему я тоже этого не показывала. Иногда интерес детей падает, тогда я сама периодически сажусь за инструмент и разучиваю какие-нибудь пьесы. Когда дети видят, что родителям интересно, они тоже подключаются к процессу.

Ну и на последок выложу несколько видеозаписей о том, как мои дети играют.

Здесь Саше 3 года 6 мес. (после 2х месяцев занятий):

Здесь Саша в 3г 6 мес. играет двумя руками и уже сам ставит правильные пальчики:

Здесь Вова в 1г 9 мес. играет и поёт ноты (некоторые он называет по названиям нот, а некоторые по названиям картинок). Я не собиралась Вову так рано сажать за инструмент. Но после 1,5 месяцев наблюдений за старшим братом, его было не удержать. И вот, что он вытворял через 2 недели от начала занятий:

А здесь уже Вове 2 года и 3 мес. 3 месяца занимаемся по программе (учитывая летний перерыв). Здесь он первый раз играет двумя руками, с моей помощью.

А здесь Саша в 4 года подбирает на слух и частично по памяти две песенки. Я считаю это очень большим достижением для такого маленького ребёнка. 

Кроме того, каждые пол года на сайте программы проводятся концерты. Вы выкладываете свои записи, смотрите записи других, а по итогам концертов дети получают сертификаты и маленькие подарочки. Мои дети были в восторге, когда к ним из Америки прилетел конверт с подарками!

Спасибо, что уделили мне столько внимания. А теперь можно включать любимую музыку и погружаться в размышления! ;) 

10 комментариев:

  1. Большое вам спасибо за рассказ и видео с результатами: очень интересно было посмотреть!
    Дальнейших вам успехов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буду рада, если информация оказалась полезной!

      Удалить
  2. Отлично написано о замечательных результатах! Вы и детки - наша гордость в сообществе Софт Моцарт!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо огромное!
      Так приятно Вас видеть на страницах моего блога :)

      Удалить
  3. Галина Можайская19 декабря 2015 г. в 08:39

    Вика, спасибо за прекрасную статью! У детей замечательные результаты! Я горжусь такой мамой и такими детьми!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Галя! Мы, правда, последний месяц совсем мало занимались, но я надеюсь, это временный спад.

      Удалить
  4. Виктория, спасибо за статью, очень интересно было посмотреть и почитать. Я много слышала о программе, но никогда не пробовала заниматься по ней ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, если интересно у меня на умнице ещё есть одна статья про эту программу там намного подробнее описаны технические моменты.

      Удалить
  5. Добрый день, Виктория! Мне было очень интересно почитать вашу статью. Видео пока не посмотрела, потому что мои сейчас спят, но посмотрю. Почему мне особенно интересно? Потому, что у меня самой муз.образование и до декрета я преподавала в муз.школе, правда не фортепиано, а домру. А сейчас мой 6-ти летний сын учится в 0 классе на фортепиано. И я с Вами очень согласна про "заставлять занимать". Хотя он постарше, но мне так не хочется его заставлять и муштровать. Приходится придумывать разные игры. А начинали с ним с цветных нот - тоже наклейки, только не образы зверушек и другие, а цвет.
    Я и блог себе завела на тему муз.развития детей. Приходите в гости)) Я открыла галерею, в которой хочу собрать опыт мам на эту тему. Буду рада, если присоединитесь - Вы можете оставить ссылку на эту статью ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, спасибо за приглашение! Обязательно зайду к Вам в гости :)

      Удалить